НА ФОРУМАХ
100
1
119
2
171
2

Как произвести впечатление на деловых партнеров, чтобы они захотели вновь встретиться с вами

В последние дни сентября в Гостиной Союза Женских Сил прошла встреча, тема которой говорит сама за себя: «Манеры для карьеры».

Мастер-класс по деловому этикету провела бизнес-тренер, консультант, эксперт по деловому протоколу и этикету Ольга Шевелева. В активе тренера более 18000 участников тренингов.

imgonline-com-ua-Resize-DAFbDO9AFQZM2Ky.jpg

Ольга Шевелева:

·         Лауреат Национальной профессиональной премии в области протокола, имиджа и этикета в номинациях: «За вклад в развитие делового этикета в России» и «Лучшая книга в области протокола, имиджа и этикета»;

·        Автор книг и образовательных программ.

·        Сертифицирована Дипломатической академией Министерства иностранных дел РФ

·         Спикер и модератор I-IV (2011-2017) Международного Форума «Служба протокола» (FEPS)

·         Член Национальной ассоциации специалистов по протоколу

   

Тема вызвала живой интерес - пообщаться с бизнес-тренером, пришли успешные, состоявшиеся бизнес-леди, представительницы творческих профессий, а также дамы, которые сделали паузу в карьере ради семейных ценностей.

Открывая встречу, Ольга процитировала Джорджо Армани : Элегантность – это не когда вас заметили, а когда вас запомнили». Действительно карьера человека складывается из двух составляющих: профессионализма и коммуникативных навыков.

Первая позиция всегда специфична, а вторая – универсальна: любому сотруднику, независимо от специфики его деятельности, статуса, возраста и гендерной принадлежности, необходимо знать, как вести себя в деловой обстановке. Многое из этого поведения является моментальным оценочным параметром для работодателей, партнеров, клиентов.

И речь не только «о прекрасном»: манеры (внешние формы поведения) важны для профессионального роста, поскольку тот, кто думает о внешних формах, всегда производит серьезное впечатление и воспринимается как профессионал. Кроме того, «вежливый бизнес», бесспорно, нравится клиентам, а это уже отдача в виде прибыли.

Ольга отметила, что существует 25 основных оценочных параметров  поведения в обществе успешных людей.  Об этом увлекательно написано в ее книге, ставшей бестселлером  «Манеры для карьеры» и  в книге «На уровень выше. 25 правил вежливых  и успешных людей». Конечно, в рамках одной встречи было   невозможно изложить , все о чем написано, однако, даже краткий экскурс по некоторым базовым позициям, по мнению участниц встречи, оказался весьма полезным и информативным.

imgonline-com-ua-Resize-EGeLhMFdhcbzCal.jpg

      Ольга Шевелева акцентировала  внимание на том, что знание правил этикета и умение соблюдать этические нормы не всегда может быть оценено окружающими. Часто мы оказываемся в обществе людей, которым эти правила не знакомы, и сами они не придерживаются соответствующих норм. Однако, даже если окружающие не могут сознательно оценить ваши коммуникативные навыки, относящиеся к деловому этикету, вы не в проигрыше. Понимая правила этикета и действуя, сообразно с ними, вы всегда в выигрышной позиции - их, знание позволит Вам создать при деловом общении приятное впечатление о себе и вызвать симпатию.

Спикер рассказала, что занимается данной темой около 40 лет, но в живой системе межличностных коммуникаций, она ежедневно продолжает узнавать новую информацию. Сегодня, когда бизнес в России повернулся лицом к Востоку, особенно важно изучать нормы поведения в тех обществах, которые представляют наши партнеры из стран БРИКС. И это бескрайнее поле для освоения новых знаний.

В теме о базовых навыках коммуникаций, на первом месте самопредставление. Попадая в круг участников делового форума, конференции, на встрече женского бизнес-альянса, важно сразу правильно представиться, сообщив сведения о себе.

Классическое самопредставление состоит из трех блоков:

Первый информационный блок - именной, который является и правилом заполнения визитной карточки – сначала имя, имя идет впереди человека.  Затем отчество (опционально) и фамилия.

Второй информационный блок – блок статуса, ваша профессия или должность.

Третий информационный блок – блок принадлежности. Соответственно, если вы сотрудник какой-то компании или учреждения,  название организации идет следом за двумя первыми блоками.

Эти данные заносятся на визитную карточку в том же порядке.

Как рекомендуется представлять себя устно на деловых мероприятиях.

Представляясь в обществе, можно выбрать два варианта – вставать или оставаться сидеть. И этот выбор – оценочная характеристика.  Если ситуация позволяет встать - следует встать, а если не позволяет, то люди вас поймут, - можно  представиться, не вставая с места. Важно помнить, что  встав с места, вы ничего не теряете, но можете добавить себе очков в коммуникации с людьми, знающими правила делового этикета.

На вопрос из зала, кто первый должен подавать руку, женщина или мужчина, спикер ответила:

« Это зависит от ситуации – рукопожатие в рамках делового или светского общения. Если мы говорим о деловых встречах, руку первым подает старший по статусу, независимо от гендерной принадлежности.

К сожалению, в нашей стране в большинстве случаев  женщины не умеют подавать руку для рукопожатия. Когда такое случается, то это обычно неловкое движение – непонятно, то ли рука протянута для поцелуя, то ли ее следует пожать…

Общее правило: начальник подает руку подчиненному, а не наоборот. Если статус в компании у вас одинаковый – то по старшинству возраста. Старший должен подать руку первым. Если и эта разница неочевидна, тогда смотрим на гендерную  принадлежность – женщина первая подает руку мужчине.

Кстати, если речь идет о деловом приеме – принято держать бокал в левой руке, оставляя правую руку для рукопожатий.

Сейчас модно делать селфи и делиться этим контентом в соцсетях.  Если вы хотите разрушить свою деловую репутацию, продолжайте в том же духе.

Благодарность – показательная характеристика . Иногда бывает так, что нам сделали что-то хорошее: оказали услугу, дали информацию, подарили какой-то сувенир, пригласили куда-то, помогли по работе. И мы часто воспринимаем это, как само собой разумеющееся: ну сделали и сделали, за что благодарить? А мне нравится  выражение, которое приписывают Эзопу: «Благодарность – признак благородства души».

Любой человек может проявить благодарность разными способами, которые ему доступны: от добрых слов до небольших приятных знаков внимания. Благодарность предполагает не только слово «спасибо» – каждый раз ищите основания, чтобы добавить к словам благодарности указание на причину вашей признательности. Например, благодарю Вас за доброе  отношение, за поддержку и так далее. Главное, сказать от души, искренне. Люди это очень ценят. Можно кратко написать несколько добрых слов в письме или отправить сообщение в мессенджер, но «высший пилотаж» - очная благодарность, если есть возможность выбора.

И еще одна распространенная ошибка – когда в ответ на благодарность человек говорит «не за что», «не стоит благодарности», «ерунда», «пустяки»… Никогда так не отвечайте –  таким образом вы обесцениваете и свои действия,  и искреннюю благодарность человека. Лучшая фраза в такой ситуации «рад(а) помочь».

Внешний вид, деловой стиль. Незабываемая фраза М.М. Жванецкого точно передает важность внешнего вида человека: «Встретили меня по одежке,  проводили тоже плохо».

Одна из самых заметных ошибок в образе деловой женщины и нарушение деловой стилистики – это, когда видно белье или оно просвечивает сквозь  блузку, юбку или брюки. Даже если прозрачная блузка в тренде и фигура у женщины красивая – это все равно грубое нарушение делового этикета. То же относится и к одежде, облегающего кроя,  когда сквозь юбку, платье или брюки четко просматривается линия нижнего белья. Это недопустимо. Также обращаю внимание, что для делового выхода лучше выбирать прямую юбку или платье-футляр не с разрезом сзади, а со шлицей.

Что касается мужского гардероба, категорически неприемлемо, когда статусная персона носит под пиджак сорочки с коротким рукавом или с карманом на груди. Такие модели - на отдых, на пикник, в отпуск, но не в офис.

Меня спрашивают, насколько деловой этикет допускает яркую одежду.

Я отвечаю, что жестких ограничений нет. Все зависит от степени консервативности бизнеса, ожиданий целевой аудитории,  кроя одежды. Например, может быть идеально сшитый красный костюм, который великолепно подходит для деловой встречи. Этому много примеров.

Часто спрашивают, можно ли приходить на деловые совещания, встречи  в платье или блузке без рукавов. Если у вас красивые плечи и скульптурные руки, то можно позволить себе платье без рукавов. В ином случае стоит оценить насколько это эстетично. Но на самых формальных мероприятиях дамам рекомендуется появляться в одежде с рукавом.

Конечно, при формировании образа одежда очень важна, но не менее значимы аксессуары, прическа, макияж, маникюр, невербальные характеристики. Если вы знаете, что на публичном мероприятии вас будут фотографировать, небрежность недопустима – нужно продумать все нюансы, связанные с внешним видом.

Положительный пример - принцесса Уэльская, которая с годами становится все совершеннее в смысле подачи себя и создания своего образа. У нее практически нет случайных, плохих фотографий. Один из секретов - на фото не должны быть видны ноздри. Она всегда держит подбородок параллельно полу. Стоит чуть задрать подбородок, как сразу в кадре появляются ноздри, и это очень упрощает образ.

Главное правило дневного макияжа , если женщина пользуется декоративной косметикой – один акцент (на глаза или на губы) или макияж без акцентов. Если у вас яркая помада, то для глаз достаточно туши, а если вы делаете акцент на глаза, выбирайте помаду пастельных оттенков.

Отдельная тема – это парфюмерия. Если вы пользуетесь парфюмерными средствами, то не забывайте, что существует понятие «парфюмерный терроризм». Это не просто вопросы этикета, но реальная опасность для определенных людей, у которых может возникнуть аллергическая реакция на составляющие ароматов, вплоть до анафилактического шока. И мы не можем знать, присутствует ли такой чувствительный человек в обществе, где мы вращаемся. Поэтому для членов королевской семьи Великобритании существует писаное правило - они не имеют права пользоваться яркими парфюмами во время исполнения своих представительских обязанностей на публичных мероприятиях.

Это правило касается нас всех. Аромат парфюмерии должен распространяться от вас не далее, чем на расстояние 50 см. Ваш близкий друг, который стоит рядом или обнимает вас может услышать аромат ваших духов. Но в рамках делового общения , окружающие не должны ощущать аромат вашего парфюмерного   средства. Контролируйте это обязательно.

Важно отметить, что парфюмерные коды ушли в прошлое. Если раньше считалось, что возрастным брюнеткам подходят восточные ароматы, а молодым блондинкам – легкие цветочные, то это уже не работает.  Сейчас в приоритете ваш личный вкус: если 18-летняя блондинка хочет пахнуть мускусом – это ее .выбор Парфюмерных кодов нет».

imgonline-com-ua-Resize-sT0KeEe0Gi.jpg

Также в формате вопрос-ответ, спикер рассказала о правилах делового телефонного общения и переписки, затронула тему столового этикета. (Чтобы подробнее узнать о правилах делового протокола и этикета можно обратиться к книгам Ольги Шевелевой «Манеры для карьеры» и «На уровень выше. 25 правил вежливых и успешных людей»).

Участники встречи попросили провести еще ряд встреч по теме делового этикета, что мы и сделаем в ближайшее время. Следите за объявлениями.. Мы надеемся, что неформальная обстановка наших встреч не только добавляет знаний, но и расширяет круг ваших друзей.


Здоровый свет